14 сентября18:00 Версия для печати

«Работа для настоящих мужчин»: Переясловский разрез в лицах

Рассказы горняков о деле всей своей жизни

«Поехали!». Водитель «Урала» что-то отвечает по внутренней связи, но слов уже не разобрать. Лестница задвинута, двери плотно закрыты, впереди — долгий путь. Наше путешествие в гости к горнякам Переясловского разреза начинается.

По основному пласту «Мощный» площадь разреза составляет 87 кв. км.

Переясловский разрез находится на месторождении бурого угля на территории Рыбинского, Уярского и Партизанского районов. Разрез входит в состав АО «Красноярсккрайуголь» группы компаний «Русский Уголь» — одного из крупнейших в России холдингов по добыче и отгрузке энергетического угля.

Основной продукт добычи на разрезе — высококачественный бурый уголь марки «БР». Он отличается высшей степенью углефикации: сгорая, уголь выделяет от 4170 до 4500 килокалорий на килограмм. Кроме того, переясловский уголь содержит меньше кальция и имеет низкую зольность, поэтому используется для пылевидного и слоевого сжигания как на ТЭЦ и ГРЭС, так и в небольших котельных.

Наш «Урал» не спеша пробирается по дороге. Вдали огромный экскаватор методично обнажает угольный пласт, метр за метром. Еще пара поворотов, крутой подъем, и мы взбираемся наверх, к подножию этого железного гиганта.

Главный инженер Сергей Гиль контролирует вскрышные работы

Драглайн возвышается на краю созданного им же рва, не торопясь зачерпывая грунт и перекладывая его в сторону. Так вскрывается угольный пласт. Кажется, на эту работу уйдет целая вечность — ковш выглядит слишком маленьким. Но это из-за размеров экскаватора. На самом деле за раз он черпает по 10 кубометров породы.

Наш «вездеход» останавливается, и мы выпрыгиваем на землю, чтобы пообщаться с повелителями этих гигантов.

Сергей Ретошкин, помощник машиниста шагающего экскаватора

«С машинистом Михаилом Моисеенко работаем уже два года. Смена длится 12 часов, в это время говорим о семье, о доме — о своем, в общем. О работе тоже говорим, конечно. Находим темы — мы уже как родственники стали», — говорит Сергей.

Ковш вгрызается в пустую породу

Переясловский разрез отличается многонациональным составом сотрудников: значительная часть из них — переселенцы с Украины. Раньше рядом был процветающий совхоз имени Ленина. Потом совхоз развалился, а разрез, наоборот, стал набирать обороты — стране нужен был уголь. Тогда народ и потянулся в горняки.

БелАЗы отвозят уголь на угольные склады временного хранения, где их перегружают в железнодорожный транспорт

За разговорами мы не замечаем, как приезжаем на смотровую площадку. Отсюда хорошо видна вся панорама разреза. Там, где работы завершены, тянутся вверх молодые сосны. Но наше внимание все равно приковано к технике — гигантским шагающим экскаваторам, труженикам чуть меньших размеров — экскаваторам ЭКГ, которые добывают уголь, и многочисленным снующим в разные стороны самосвалам БелаЗ, занятым перевозкой угля и горной породы.

Зима на разрезе

Но пора двигаться дальше. Несколько минут, и вот мы уже на угольном складе. Здесь хранятся запасы угля на 1 месяц. Все-таки живем в Сибири. И если из-за морозов добыча угля приостановится, отгрузка все равно продолжится.

Михаил Иванов — машинист бульдозера и отец пятерых детей — радуется гостям

Бульдозер делает последний заход, подгребая уголь поближе к вершине угольной горы, разворачивается и спускается к нам. Первое, что бросается в глаза — широкая улыбка машиниста.

«Я шесть лет на разрезе, пришел сюда из совхоза. Техника мне эта нравится — я ведь с детства на тракторе, начинал еще с отцом. Здесь работы много: и на вскрыше, и на добыче! Люблю я бульдозер, и все тут!», — искренне радуется Михаил.

На противоположной стороне склада идет погрузка топлива в вагоны.

С помощью роторного экскаватора ЭР-1250 происходит погрузка угля в ж/д вагоныq

«Я работаю на роторе. Мы с угольного склада черпаем уголь и грузим в вагоны. Грузить стараемся ровно, так и самим работать проще. У нас тут интересно — ребята не только уголь, но и бивни мамонтов поднимают, и другие экспонаты! — рассказывает машинист роторного экскаватора Александр Петецкий. — Нас на разрезе целая династия: племянники, сын — машинист экскаватора, брат — машинист на сортировочном участке. Правда, с сыном мы вместе не работаем, потому что оба — старшие в своих сменах. Раньше я был дальнобойщиком, накатался по всей России. 10 лет назад пришел сюда. Так сказать, поменял род деятельности кардинально и был очень рад этому: теперь охота постоять на месте».

Машинист роторного экскаватора Андрей Лакиза

«Так получилось, что я не уехал. Окончил курсы машинистов экскаватора и пришел на разрез. На разрезе нормально все,есть работа, есть деньги. Я живу здесь, здесь мой дом и семья: жена и двое детей. Я не хочу уезжать», — без сомнений говорит Андрей.

Машинисты возвращаются на рабочие места, а нас уже ждет следующий собеседник — водитель БелАЗа.

Сергей Петецкий, водитель БелАЗа

«С Александром Петецким мы дальние родственники. Нас, Петецких, много здесь. Но на Автотракторно-бульдозерном участке я такой один. У нас уже династия, но в этом участке никого не было, вот я и пошел сюда. У меня отец шофер, я пошел за ним. Теперь хочу и сына выучить на механика — может, и мной покомандует, — смеётся Сергей.

Я на БелАЗе уже 17 лет. Поначалу было страшно, конечно — машина-то огромная! Но потом привыкаешь. А управлять БелАЗом легко, как иномаркой. Хоть одним пальцем!».

Уголь погружен, и перед отправкой потребителю остается только проверить его качество. Со склада мы отправляемся в последнюю точку нашего путешествия по разрезу — в отдел технического контроля. Он расположен на пути следования жд состава — пробы берутся прямо из полувагонов.

Раньше приходилось это делать вручную. Сейчас со всем справляется один небольшой механизированный шнек.

Контрольный мастер ОТК Егор Босый

«Я устроился сюда, мне здесь нравится. Сам я местный, мой отец проработал на разрезе 18 лет. Другой работы здесь для меня нет, а я хочу жить в своей деревне. Я пробовал уезжать, жил в Томске — все равно сюда тянет. А конкретно на этом участке очень дружный коллектив, никакой ругани, понимаем друг друга с полуслова. Да и участок у нас самый чистый. Посмотрите: вот здесь цветы садим, территорию благоустраиваем».

Местный палисадник — гордость участка

Как бы ни хотелось остаться, пора уезжать. Конечно, журналисту интересны такие экскурсии, но для горняков разрез — это в первую очередь работа. Впрочем, Переясловский разрез — это не только добыча угля, но и хороший отдых для сотрудников, занятия спортом, соревнования, спартакиады и даже пение: работники разреза создали вольную группу «Балагуры» и развлекают коллег по праздникам.

Сегодня разрез обеспечивает работой как жителей соседних деревень, так и более отдаленных населенных пунктов: здесь трудятся более 700 горняков из пяти районов края: Ирбейского, Канского, Рыбинского, Саянского и Уярского районов, Шарыпово и Назарово.

Студенты техникума горных разработок имени В.П. Астафьева регулярно проходят здесь практику, затем снова возвращаются на разрез уже в качестве специалистов. «Со времен 90-х много чего изменилось, и сейчас молодежь снова заинтересована в работе в угольной отрасли, главным образом из-за высоких для региона зарплат и возможности продвинуться без блата», — объясняют нам горняки. Переясловский разрез имеет хорошие показатели, поэтому бригады, выполняющие производственный план, могут очень неплохо зарабатывать. Люди, приходя сюда, остаются надолго — говорят, что «черное золото» реально затягивает.

Григорий Денисенко специально для интернет-газеты Newslab.ru
Фото: Алина Ковригина, russos.livejournal.com и «Русский Уголь»

Комментарии

Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.